Рокировка в шахматах
Что такое рокировка?
Рокировка – это особый ход, в котором одновременно участвуют король и ладья. Это единственный ход в игре, который выполняется двумя фигурами.
Цель рокировки – спрятать короля на одном из флангов в надежную пешечную крепость, убрав его из центра доски, где он может легко попасть под атаку. Кроме того, рокировка позволяет быстро ввести в бой такую сильную фигуру, как ладья.
Как делать рокировку?
При рокировке король может уйти на любой из флангов: королевский или ферзевый. Если король уходит на королевский фланг, то ход называется короткой рокировкой и записывается как 0-0. Если король уходит на ферзевый фланг, то ход называется длинной рокировкой и записывается как 0-0-0.
При рокировке король и одна из ладей одновременно перемещаются по первой (для черных по восьмой) горизонтали. Король прыгает через клетку, вне зависимости от того, в какую сторону выполняется рокировка, а ладья всегда прыгает через голову короля. Если говорить сухим научным языком, то король двигается на 2 клетки вправо или влево, а ладья перемещается в сторону короля на два поля при рокировке на королевском фланге и на три поля — при рокировке на ферзевом.
На диаграмме ниже короли и ладьи обеих сторон находятся на своих начальных позициях.
На следующей же диаграмме показан результат длинной рокировки белых. Король переместился на две клетки влево, на поле с1, а ладья – на три клетки вправо, на поле d1, расположившись справа от короля.
А черные сделали короткую рокировку. Король переместился на две клетки вправо, на поле g8, а ладья с h8 переместилась на две клетки на поле f8, расположившись по другую сторону от короля.
Когда нельзя делать рокировку в шахматах
Рокировка окончательно невозможна в обе стороны, если король или ладья уже ходили. При этом неважно, где располагаются эти фигуры в настоящий момент времени.
Рокировка временно невозможна в следующих ситуациях:
1) когда королю объявлен шах – сначала, будь добр избавься от шаха, а затем делай рокировку.
2) если после рокировки король становится под шах.
3) между королем и ладьей стоят свои или чужие фигуры – сначала нужно вывести свои фигуры, а чужие нужно уничтожить.
4) король (но не ладья!) проходит через битое поле, т.е. поле, атакованное фигурой противника.
Если в процессе игры удастся избавиться от пунктов выше, то рокировку можно будет сделать.
Видеоуроки о рокировке: