Выберите город:
Смотреть на карте

Адрес школы: Смотреть на карте

ул. Республиканская, 13

8 930 116 57 70

Как научить играть в шахматы 4-х летнего ребёнка?

Итак, вашему сыну или дочке 3-4 годика. Вы где-то услышали/узнали, что шахматы-это очень круто и хотите научить.

Начинать нужно с простого-просто достать и разложить шахматы, ни в коем случае не навязывать. Просто сели, разложили и дальше действуете по ситуации, если проявляет интерес — вперед, рассказываем про игру, есть кстати отличная история происхождения:

Легенда о Назире и шахматах.

Давным-давно, полторы тысячи лет тому назад Индией правил молодой и легкомысленный раджа Баграм. Он был очень вспыльчив, самоуверен, не желал прислушиваться к советам своих помощников и в результате постоянно воевал со своими соседями.

Он знал только один язык – язык силы, хотя гораздо лучше дружить с чужими странами, а не ссориться с ними. Баграм почти довел Индию до разорения, ведь вооруженные конфликты уносили жизни тысяч и тысяч подданных – бывших крестьян, которым пришлось надеть военную форму и отправиться на поле брани. Как следствие, другие поля – те, на которых растет зерно – пустели и зарастали сорняками. На великую страну опускался призрак голода…

Придворные мудрецы ломали голову над тем, как образумить юного раджу и отучить его нападать на соседей из-за всяких пустяков. И, наконец, придумали… игрушечную войну, то есть шахматы. Изобрел их хитроумный Назирь, сын Дагеров. В шахматы играют двое, и у каждой из сторон есть пехота, конница и даже могучие индийские слоны – все точно так же, как в настоящей армии Баграма. Перед началом сражения обе армии равны, поэтому в шахматах побеждает не тот, кто поставит под ружье больше крестьян, а тот, кто дальновиднее, хитрее, изворотливее. Шахматист должен быть не только бесстрашным и решительным, но и хладнокровным, терпеливым, обладать гибким мышлением.

Шахматы очень понравились Баграму. Он велел всем своим подданным научиться этой игре и вел с ними бесконечные сражения. Также раджа захотел отблагодарить Назиря за его изобретение и спросил мудреца, какую бы он хотел получить награду. Назирь смиренно поклонился и ответил:

– О, великий Баграм! Вели положить на первую клетку шахматной доски одно пшеничное зернышко…

– Это и есть то вознаграждение, которое ты хочешь получить? – удивился раджа.

– На вторую клетку пусть твои слуги положат два зернышка, на третью – четыре, на четвертую – еще в два раза больше, то есть восемь зернышек. И на каждую последующую клетку пусть кладут в два раза больше зерен, чем на предыдущую.

– Вот так ты, оказывается, ценишь мою щедрость! – возмутился Баграм. – Ну хорошо, ты получишь свой мешок пшеницы!

Но Назирь почтительно попросил раджу не спешить с выводом и все аккуратно посчитать. А когда придворные математики сосчитали нужное количество зерен, то не смогли скрыть своего изумления. Оказалось, чтобы расплатиться с мудрецом, нужно 18 446 744 073 709551 615 зерен пшеницы. Вот как звучит это число:

18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615! Это гораздо больше, чем песчинок в пустыне Сахаре – самой большой пустыне на нашей планете. Этого зерна хватило бы на то, чтобы 9 раз засеять всю землю (всю-всю, даже ту ее часть, что находится под водой или покрыта ледниками ) и 9 раз собрать урожай.

Узнав это число, раджа был потрясен и проникся еще большим уважением к шахматам и Назирю. Баграм очень изменился, стал гораздо более сдержанным в своих оценках, помирился с соседями и стал развивать в своей стране земледелие и ремесла. На землю Индии пришли мир и благоденствие.

После этого, ребенок должен проникнуться интересом к игре. Можно начинать рассказывать о том, как называются фигуры.

Важно!

Не надо спешить и пытаться за один раз пытаться научить ходить всеми фигурами. Достаточно объяснять по 1 фигуре в день. Каждое следующее занятие начинать с повторения предыдущего занятия.

Основной принцип обучения от простого к сложному:

  1. Начинаем с доски. Клетки, линии
  2. Затем говорим о фигурах:

— Ладья

— Слон

— Ферзь

— Король

— Конь

— Пешка

3. А теперь уже говорим о таких понятиях как «шах», «мат», «3 способа защиты от шаха»

В заключении, хотелось бы еще раз подчеркнуть важность постепенного вовлечения и закончить статью пословицей «тише едешь — дальше будешь».